МАДОУ «СКАЗКА» Уренского муниципального района Нижегородской области

Методическая разработка на районный конкурс "Воспитатель года 2018",

         Муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение

                              «Сказка»Уренского муниципального района

                                           Нижегородской области.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

     

 

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

 

Тема:«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

                                     

 

                                                     

                                                                              Подготовила воспитатель

                                                                              1-ой квалификационной

                                                                              категории МАДОУ

                                                                               детский сад«Сказка»

                                                                              Веселова Галина Терентьевна.

                                                             

                                                                   

 

 

 

                                 2018 учебныйгод.

 

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истокамикрасоту» - В.А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы:                                        

В настоящее время вопросыпатриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдаетсяотчуждение от отечественной культуры у молодежи. Чувство вседозволенности,обесценивания достижений и заслуг не одного поколения приводит к духовнойопустошенности и дефициту культуры. Цель патриотического воспитания – привитьлюбовь к Отечеству, гордость за его культуру, то есть определённое отношение ксобственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит вформировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателяобщественной жизни.                                                                       Начинать прививать детям первые чувствагражданственности и патриотизма необходимо с самого раннего возраста. Ведьлюбовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице,городу – всё это в первую очередь помогает формировать у детей  чертыхарактера, с помощью которых ребёнок становится достойным человеком игражданином общества. А чувство любви к родной природе – одно из слагаемыхпатриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, к ее охране, бережномуотношению к ней необходимо начинать патриотическое воспитание. Необходимодонести до дошкольников правила поведения человека в природе и последствия ихне выполнения. В старшем дошкольном  возрасте дети начинают обращатьвнимание на красоту того места, в котором живут. Дети начинают понимать, чтосостояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Поэтомунеобходимо привлекать детей к участию в различных социально-значимых делах,акциях – посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов,приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в городе и прочее. Одним изпоказателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека являетсяготовность встать на ее защиту. Обязательно надо рассказывать детям об этих многочисленных примерах. Родителям вместе с детьми необходимо обсуждатьдоступные для понимания дошкольников события, происходящие в стране,поддерживать интерес детей к историческим событиям, открытиям, особенностей жизни и традиций многочисленных народов страны. Как бы не менялосьобщество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордостиза неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили своюстрану, свой город нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Посещениемузеев, достопримечательностей, чтение детской литературы с описанием красотыродного края и страны, празднование событий, связанных с жизнью города все этопомогает развивать эмоции и чувства детей. Этому способствует знакомство детейс нашими предками; со славными русскими богатырями, стоящими на страже своейРодины; с великими русскими писателями и поэтами, описывающими красоту инеобъятность нашей страны.

Длятого, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно,чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте

«Следуетзаметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного илиискусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческиесвойства…                                                                      «Местные» черты поведения человека естьтаинственное отражение того, что запечатлелось в нём в годы его детства» -Мария Монтессори.                                   

 

В настоящее время, патриотическоевоспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающегопоколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны,любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию.Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

 Многие родители не задумываются о такомнаправлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и датьценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано идошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание дошкольниковпо ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

-развитие чувства собственногодостоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

-формирование уважительного отношения ккультурным особенностям своей страны;

-формирование толерантного отношения ксверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

-развитие нравственно-духовных качеств ихарактеристик человека.

 

Патриотическое воспитание дошкольниковпо ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

-занятия в соответствии с темами;

-увлекательные беседы о Родине (городе,изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов ипесен, просмотр телепередач и фильмов);

-работа с родителями;

-экскурсионные поездки подостопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизмаследует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенказакладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркиевоспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают егоистинным защитником своей страны.

 

 

 

Цель:

Воспитание гуманной,духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотовсвоего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям,традициям.

 

Задачипатриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувствапривязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своимблизким.

2. Формирование чувствалюбви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к роднойприроде, культуре и традициям.

3. Формированиепредставлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма,уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания:музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитаниегражданско-патриотических чувств посредством изучения государственнойсимволики.  

Работа по нравственномувоспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданиюусловий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу попатриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками,добрыми друзьями, веселыми играми.

 

В своей работе используем различныетехнологии:

игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детскойхудожественной литературе, русским народным играм, устному народномутворчеству, народно-прикладному искусству.

 

Содержаниеработы по направлениям включает:

Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной. Знакомство с родным селом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего села. Знакомство с профессиями. Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран. Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа. Знакомство с героями сказок и их подвигами. Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями. Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством. Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

 

Принципыработы по патриотическому воспитанию:

личностно-ориентированного общения; тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна; наглядности; последовательности; занимательности; от близкого к отдаленному; от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания; опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, селе, стране; взаимодействие с семьями.

 

Системность и последовательность работы понравственно-патриотическому воспитанию детей

 

Тематическиеблоки:

Блок– «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условиемнравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь сродителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается сотношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своемудому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам,папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы«7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

 

Блок-«Культура и традиции»

Знакомим детей с традициямии бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видамиустного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опытработы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой цельюпровели занятия- развлечения  «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

 

Блок- «Я и Родина».

Знакомство дошкольников сродным селом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он неможет происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичьтолько систематической работой, и эта работа, в основном, проводится внезанятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовкекаждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы,рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу их к пониманию, что их село —частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть многообщего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

 

Блок- «Этих дней не смолкнет слава».

Мы проводим занятия,утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатахРоссийской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничныеоткрытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувствогордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественнойвойны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

 

Блок – «Вижу чудноераздолье…», в котором расширяются представления детей о природныхресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережноеотношение к природе. Ярким событием стали экскурсии в музей Боевой и трудовойславы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться сместностью, в которой они живут, но и любоваться самыми красивыми местами своеймалой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицахнашего села. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают зазимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время прогулок мы собираем разнообразный природный материал.

 

Блок– «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемсяна родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправныхучастников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьивызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательноотноситься к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие сродителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,сохранению вертикальных семейных связей.



1. Особенности проблемы патриотическоговоспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Патриотическое воспитание традиционнорассматривается как необходимая составная часть образовательного процесса,которая объективно зависит от политических и социально-экономических условий встране. Поэтому проблема патриотического воспитания – одна из сложнейших впедагогике, что связано с самим понятием патриотического воспитания и егосодержанием, определяющим методы, средства, формы работы с детьми.

Патриотическое воспитание востребовано всегда,актуально оно и в наши дни. В современном понимании оно означает педагогическоевзаимодействие взрослого и детей в рамках социального культурно-смысловогопространства, которое способствует формированию эмоционально-действенногоотношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье иродному дому, сопричастности к отечественному историко-культурному наследию. Врезультате такого взаимодействия в ребенке формируются общечеловеческиенравственные, в том числе и патриотические, установки и качества личности. Вдальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою Родину, желание нестиответственность за ее настоящее и будущее. При этом патриотическое воспитаниепредполагает также формирование чувства уважения к представителям других страни народов, понимание ценности и важности других культур. Особенно важна такаяпедагогическая работа в ситуации постоянно меняющейся политической,экономической и социальной обстановки, которая характерна для переломных,переходных в развитии каждой страны периодов. Поэтому совершенствование методикпатриотического воспитания всегда является актуальной проблемой, и от еерешения зависит выбор путей оптимизации воспитательного процесса, технологий иметодик работы с детьми.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного имладшего школьного возраста определяется как осознание себя частью окружающегомира, потребность ребенка участвовать во всех делах на благо окружающих людей иприроды, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувствособственного достоинства. В более широком понимании, которое относится нетолько к детям и подрастающему поколению, но и ко всем людям.

Патриотическое чувство не возникает у людей самопо себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная ссамого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваныформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение кдействительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданиномсвоего Отечества.

Пусть наши воспитанники любят свою страну такжесильно, как их педагоги. Пусть верят в нее и в свои силы, пусть учатся нестиответственность за свое и ее будущее. Роли воспитателей в этом процессе никтоникогда не сможет умалить. Не потому, что семья сейчас «отходит» на второйплан. А потому, что современные родители часто воспринимают окружающий мирчерез призму трудностей повседневной жизни и не решаются мечтать о чем-тонеконкретном, нематериальном. Педагоги наоборот, в большинстве своем из породыоптимистов. Они умеют терпеливо решать конкретные задачи и умеют бороться засвою мечту, за достижение идеальных целей воспитания подрастающего поколения, ккоторым относятся и цели патриотического воспитания.

Литература:

1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитаниедошкольников», МЦГЛ, 2004 г.

2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем вРоссии», подготовительная группа, Москва, 2008 г.

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическоевоспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.

4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник«Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД для детей подготовительнойгруппы на тему                               «Край, в котором мы живем».

Цель:  Расширять представлениедетей о крае, в котором они живут.

Задачи:          

  1. Формировать представление о своем крае, как части России. Учить рисовать модель «Малая Родина на планете Земля».
  2. Обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края.
  3. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
  4. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой поселок, любовь к месту, где живешь, её природе.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание карты России, Нижегородской области .
  2. Оформление альбомов «Растительный и животный мир нашего края».
  3. Экскурсия по поселку, микрорайону ЗЖБИ.
  4. Рисование на тему «Мой поселок – мой дом».
  5. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстрация про родной край.
  6. Беседы о родном крае.

Материалы иоборудование: ИКТ,глобус,  карта Нижегородской области , мягкие игрушки изображающиеживотных, плакат с изображением растений, альбомный лист, цветне карандаши,бабочки на нитке, музыка М. Бернеса «С чего начинается Родина?», песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», презентация «Мой поселок»

 

ХОД

Пальчиковаягимнастика.

"Мы - друзьяприроды"

Ярко светит солнце-раз,

Дует лёгкий ветерок-два,

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух-три.

Нам хорошо и приятно- четыре,

Мы хотим жить в мире с природой,

        И будем с друзьями защищать всё живое- пять. (разгибаем пальцы рук)

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту. Эта картанашей страны. Как она называется? Ответы 2 – 3 детей. (Россия)

Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашейстране.

Россия – это большое исильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимсянашей великой страной.

(Звучит музыкаМ.Бернеса «С чего начинается родина»)

Воспитатель: О чем поется в этой песне? – Как выдумаете, что такое Родина?

Ребенок  1:  

Малая Родина –

Островок Земли

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

И березка белая,

А под ней скамья,

Ласковая малая

Родина моя!

Ребенок 2:

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина – Этотоже Родина.

Ребенок 3:

Еслискажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в садусмородина,

Толстый тополь у ворот.

  1.  Основная часть.

Воспитатель:  У каждого из насесть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится нашродной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родинойнадо гордиться, любить её, заботиться о ней. Наша малая Родина – город, вкотором мы живем. Как он называется? (Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Вам нравится наш поселок? Чем он нравится?(Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родинана большой планете Земля. Подойдите к столу, на котором лежат альбомные листы ицветные карандаши.

Воспитатель:  На какой планете мы живем? (Ответы2-3 детей) (планета Земля)

Воспитатель: Возьмите голубойкарандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Как называется наша страна? (Ответы 2-3детей) (Россия)

Возьмите карандаш красногоцвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. (Детивыполняют задание)

Воспитатель: - А как называется область, в которой мыживем? (Ответы 2-3 детей) (Нижегородская область)

Возьмите карандаш синегоцвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область. (Дети выполняютзадание)

Воспитатель: А наш поселокнаходится в Нижегородской  области.Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина –п.Арья. Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле. Часть Россиималая, наш любимый поселок. Назовите достопримечательности нашего поселка Арья. (Ответы 3-4 детей)

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправиться впутешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о флоре и фауненашего края. Кстати, что такое флора и фауна?  (Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Мы отправляемся в природу, а значит должныбыть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке из следа в след). А теперьдавайте поприветствуем  всё живое.

Физминутка

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленькийдубок,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуй, Родинамоя!        

Здравствуйте мои друзья

Мы живем в родном

14 марта 2018 в 11:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.