МАДОУ «СКАЗКА» Уренского муниципального района Нижегородской области
Методическая разработка на районный конкурс "Воспитатель года 2018",Муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение «Сказка»Уренского муниципального района Нижегородской области.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
Тема:«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель 1-ой квалификационной категории МАДОУ детский сад«Сказка» Веселова Галина Терентьевна.
2018 учебныйгод.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истокамикрасоту» - В.А. Сухомлинский.
Актуальность проблемы:
В настоящее время вопросыпатриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдаетсяотчуждение от отечественной культуры у молодежи. Чувство вседозволенности,обесценивания достижений и заслуг не одного поколения приводит к духовнойопустошенности и дефициту культуры. Цель патриотического воспитания – привитьлюбовь к Отечеству, гордость за его культуру, то есть определённое отношение ксобственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит вформировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателяобщественной жизни. Начинать прививать детям первые чувствагражданственности и патриотизма необходимо с самого раннего возраста. Ведьлюбовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице,городу – всё это в первую очередь помогает формировать у детей чертыхарактера, с помощью которых ребёнок становится достойным человеком игражданином общества. А чувство любви к родной природе – одно из слагаемыхпатриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, к ее охране, бережномуотношению к ней необходимо начинать патриотическое воспитание. Необходимодонести до дошкольников правила поведения человека в природе и последствия ихне выполнения. В старшем дошкольном возрасте дети начинают обращатьвнимание на красоту того места, в котором живут. Дети начинают понимать, чтосостояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Поэтомунеобходимо привлекать детей к участию в различных социально-значимых делах,акциях – посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов,приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в городе и прочее. Одним изпоказателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека являетсяготовность встать на ее защиту. Обязательно надо рассказывать детям об этих многочисленных примерах. Родителям вместе с детьми необходимо обсуждатьдоступные для понимания дошкольников события, происходящие в стране,поддерживать интерес детей к историческим событиям, открытиям, особенностей жизни и традиций многочисленных народов страны. Как бы не менялосьобщество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордостиза неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили своюстрану, свой город нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Посещениемузеев, достопримечательностей, чтение детской литературы с описанием красотыродного края и страны, празднование событий, связанных с жизнью города все этопомогает развивать эмоции и чувства детей. Этому способствует знакомство детейс нашими предками; со славными русскими богатырями, стоящими на страже своейРодины; с великими русскими писателями и поэтами, описывающими красоту инеобъятность нашей страны. Длятого, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно,чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте «Следуетзаметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного илиискусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческиесвойства… «Местные» черты поведения человека естьтаинственное отражение того, что запечатлелось в нём в годы его детства» -Мария Монтессори.
В настоящее время, патриотическоевоспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающегопоколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны,любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию.Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Многие родители не задумываются о такомнаправлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и датьценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано идошкольное образовательное учреждение. Патриотическое воспитание дошкольниковпо ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении: -развитие чувства собственногодостоинства ребенка как представителя своего народа или нации; -формирование уважительного отношения ккультурным особенностям своей страны; -формирование толерантного отношения ксверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей; -развитие нравственно-духовных качеств ихарактеристик человека.
Патриотическое воспитание дошкольниковпо ФГОС устанавливает формы работы с детьми: -занятия в соответствии с темами; -увлекательные беседы о Родине (городе,изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов ипесен, просмотр телепередач и фильмов); -работа с родителями; -экскурсионные поездки подостопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок. Процесс воспитания патриотизмаследует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенказакладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркиевоспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают егоистинным защитником своей страны.
Цель: Воспитание гуманной,духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотовсвоего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям,традициям.
Задачипатриотического воспитания дошкольников: 1. Формирование чувствапривязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своимблизким. 2. Формирование чувствалюбви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к роднойприроде, культуре и традициям. 3. Формированиепредставлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России. 4. Воспитание патриотизма,уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания:музыка, изодеятельность, художественное слово. 5. Воспитаниегражданско-патриотических чувств посредством изучения государственнойсимволики. Работа по нравственномувоспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданиюусловий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу попатриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками,добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе используем различныетехнологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детскойхудожественной литературе, русским народным играм, устному народномутворчеству, народно-прикладному искусству.
Содержаниеработы по направлениям включает: Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной. Знакомство с родным селом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего села. Знакомство с профессиями. Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран. Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа. Знакомство с героями сказок и их подвигами. Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями. Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством. Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Принципыработы по патриотическому воспитанию: личностно-ориентированного общения; тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна; наглядности; последовательности; занимательности; от близкого к отдаленному; от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания; опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, селе, стране; взаимодействие с семьями.
Системность и последовательность работы понравственно-патриотическому воспитанию детей
Тематическиеблоки: Блок– «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». Не менее важным условиемнравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь сродителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается сотношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своемудому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам,папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы«7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.
Блок-«Культура и традиции» Знакомим детей с традициямии бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видамиустного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опытработы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой цельюпровели занятия- развлечения «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».
Блок- «Я и Родина». Знакомство дошкольников сродным селом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он неможет происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичьтолько систематической работой, и эта работа, в основном, проводится внезанятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовкекаждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы,рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу их к пониманию, что их село —частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть многообщего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
Блок- «Этих дней не смолкнет слава». Мы проводим занятия,утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатахРоссийской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничныеоткрытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувствогордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественнойвойны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Блок – «Вижу чудноераздолье…», в котором расширяются представления детей о природныхресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережноеотношение к природе. Ярким событием стали экскурсии в музей Боевой и трудовойславы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться сместностью, в которой они живут, но и любоваться самыми красивыми местами своеймалой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицахнашего села. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают зазимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время прогулок мы собираем разнообразный природный материал.
Блок– «Педагогическое сопровождение семьи». В работе с семьёй опираемсяна родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправныхучастников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьивызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательноотноситься к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие сродителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,сохранению вертикальных семейных связей.
1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитаниедошкольников», МЦГЛ, 2004 г. 2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем вРоссии», подготовительная группа, Москва, 2008 г. 3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическоевоспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г. 4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник«Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.
Конспект НОД для детей подготовительнойгруппы на тему «Край, в котором мы живем».
Цель: Расширять представлениедетей о крае, в котором они живут. Задачи:
Предварительная работа:
Материалы иоборудование: ИКТ,глобус, карта Нижегородской области , мягкие игрушки изображающиеживотных, плакат с изображением растений, альбомный лист, цветне карандаши,бабочки на нитке, музыка М. Бернеса «С чего начинается Родина?», песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», презентация «Мой поселок»
ХОД Пальчиковаягимнастика. "Мы - друзьяприроды" Ярко светит солнце-раз, Дует лёгкий ветерок-два, Мы вдыхаем его чистый Свежий воздух-три. Нам хорошо и приятно- четыре, Мы хотим жить в мире с природой, И будем с друзьями защищать всё живое- пять. (разгибаем пальцы рук)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту. Эта картанашей страны. Как она называется? Ответы 2 – 3 детей. (Россия) Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашейстране. Россия – это большое исильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимсянашей великой страной. (Звучит музыкаМ.Бернеса «С чего начинается родина») Воспитатель: О чем поется в этой песне? – Как выдумаете, что такое Родина? Ребенок 1: Малая Родина – Островок Земли Под окном смородина, Вишни расцвели. И березка белая, А под ней скамья, Ласковая малая Родина моя! Ребенок 2: Слышишь песенку ручья? Это Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это Родина твоя. Звон дождей и шум ветвей, И в саду смородина – Этотоже Родина. Ребенок 3: Еслискажут слово «Родина» Сразу в памяти встает Старый дом, в садусмородина, Толстый тополь у ворот.
Воспитатель: У каждого из насесть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится нашродной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родинойнадо гордиться, любить её, заботиться о ней. Наша малая Родина – город, вкотором мы живем. Как он называется? (Ответы 2-3 детей) Воспитатель: Вам нравится наш поселок? Чем он нравится?(Ответы 2-3 детей) Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родинана большой планете Земля. Подойдите к столу, на котором лежат альбомные листы ицветные карандаши. Воспитатель: На какой планете мы живем? (Ответы2-3 детей) (планета Земля) Воспитатель: Возьмите голубойкарандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. (Дети выполняют задание) Воспитатель: - Как называется наша страна? (Ответы 2-3детей) (Россия) Возьмите карандаш красногоцвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. (Детивыполняют задание) Воспитатель: - А как называется область, в которой мыживем? (Ответы 2-3 детей) (Нижегородская область) Возьмите карандаш синегоцвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область. (Дети выполняютзадание) Воспитатель: А наш поселокнаходится в Нижегородской области.Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина –п.Арья. Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле. Часть Россиималая, наш любимый поселок. Назовите достопримечательности нашего поселка Арья. (Ответы 3-4 детей) Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправиться впутешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о флоре и фауненашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (Ответы 2-3 детей) Воспитатель: Мы отправляемся в природу, а значит должныбыть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке из следа в след). А теперьдавайте поприветствуем всё живое. Физминутка Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок Здравствуй, маленькийдубок, Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, матушка Земля! Здравствуй, Родинамоя! Здравствуйте мои друзья Мы живем в родном 14 марта 2018 в 11:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.