МАДОУ «СКАЗКА» Уренского муниципального района Нижегородской области

Приложение к методической разработке по патриотическому воспитанию. На районный конкурс.

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Край, в котором мы живем».

Цель:  Расширять представление детей о крае, в котором они живут.

Задачи:

  1. Формировать представление о своем крае, как части России. Учить рисовать модель «Малая Родина на планете Земля».
  2. Обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края.
  3. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
  4. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой поселок, любовь к месту, где живешь, её природе.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание карты России, Нижегородской области .
  2. Оформление альбомов «Растительный и животный мир нашего края».
  3. Экскурсия по поселку, микрорайону ЗЖБИ.
  4. Рисование на тему «Мой поселок – мой дом».
  5. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстрация про родной край.
  6. Беседы о родном крае.

Материалы и оборудование: ИКТ, глобус,  карта Нижегородской области , мягкие игрушки изображающие животных, плакат с изображением растений, альбомный лист, цветне карандаши, бабочки на нитке, музыка М. Бернеса «С чего начинается Родина?», песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», презентация «Мой поселок»

 

ХОД

Пальчиковая гимнастика.

"Мы - друзья природы"

Ярко светит солнце-раз,

Дует лёгкий ветерок-два,

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух-три.

Нам хорошо и приятно- четыре,

Мы хотим жить в мире с природой,

         И будем с друзьями защищать всё живое- пять. (разгибаем пальцы рук)

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту. Эта карта нашей страны. Как она называется? Ответы 2 – 3 детей. (Россия)

Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашей стране.

Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной.

(Звучит музыка М.Бернеса «С чего начинается родина»)

Воспитатель: О чем поется в этой песне? – Как вы думаете, что такое Родина?

Ребенок  1:

Малая Родина –

Островок Земли

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

И березка белая,

А под ней скамья,

Ласковая малая

Родина моя!

Ребенок 2:

Слышишь  песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина – Это тоже Родина.

Ребенок 3:

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

  1.  Основная часть.

Воспитатель:  У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её, заботиться о ней. Наша малая Родина – город, в котором мы живем. Как он называется? (Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Вам нравится наш поселок? Чем он нравится? (Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. Подойдите к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.

Воспитатель:На какой планете мы живем? (Ответы 2-3 детей) (планета Земля)

Воспитатель: Возьмите голубой карандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Как называется наша страна? (Ответы 2-3 детей) (Россия)

Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: - А как называется область, в которой мы живем? (Ответы 2-3 детей) (Нижегородская область)

Возьмите карандаш синего цвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: А наш поселок находится в Нижегородской  области. Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина – п.Арья. Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле. Часть России малая, наш любимый поселок. Назовите достопримечательности нашего поселка Арья.  (Ответы 3-4 детей)

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна?  (Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке из следа в след). А теперь давайте поприветствуем  всё живое.

Физминутка

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте мои друзья

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

(Дети выполняют движение в соответствии с текстом)

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру: «Растения нашего края». Я вам загадаю загадки, а вы на плакате с растениями находите ответ.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

 

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый. .. (Василёк).

 

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Воспитатель: Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

   Ребенок 1:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

   Ребенок 2:

 «В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд

Много исходив дорожек,

Я всегда березе рад»

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

 Воспитатель: Следующая игра:  «Животные нашего края» .

Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказы о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.

 Воспитатель:

Из предложенных животных  выберите тех, которые обитают в Нижегородской области. (дети выполняют задание)

  Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эту пословицу: "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ" (ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды? (ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок: 1

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок: 2

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родном крае вы еще знаете? (ответы детей)

- Нет земли краше, чем Родина наша.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Береги землю любимую, как мать родную.

Воспитатель: А сейчас давайте хором скажем наш девиз: «Путешествуй, познавай, край родной оберегай», «Люби и охраняй природу нашего края».

    Итог: Ребята, вы сегодня много рассказали о своей Родине, молодцы!  

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Государственные символы нашей родины»

Цель: завершение знакомства с государственной символикой.

 Программное содержание: закреплять знания детей о государственной символике. Формировать уважительное отношение к символам страны;

представление о значении их в жизни государства. Развивать интерес к истории страны на примере флага и герба своей семьи. Воспитывать патриотические чувства, через уважительное отношение к государственной символике. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас новыми  терминами.

 Словарная работа: обогащение словаря: геральдика – наука, изучающая гербы. Активизация словаря: гимн, герб, флаг, президент, семья, семейные традиции.

 Оборудование: Проектор и ноубук, штатив для крепления флага, магнитная доска, запись гимна России, карта России, карта мира, портрет президента, книги по истории государственных символов.

Ход:

Организационный момент: дети, сегодняшнее занятие по символике проведем в музыкальном зале. Это занятие заключительное и мы с Вами покажем знания, которыми овладели по этой теме.

В: Ребята, кто мне скажет, что это?

Д: Это древний стяг. Предшественник современного флага.

В: Правильно, а почему называется именно «стяг»? Как произошло это название?

Д: Так как в древние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Жителям приходилось объединяться, чтобы обороняться от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на её конец привязывал пучок сухой травы и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли «стяг».

В: Где появились первые флаги? (в Китае)

В: Молодцы! Это действительно так! А что этот знак означает в нашей группе? О чём мы с вами договорились на нашем первом занятии?

Д: Начнем наше занятие о государственной символике.

В: Как называется наше государство?

Д: Россия.

В: Давайте разложим карту на полу. Ребята, кто может показать местоположение России на карте?

(дети показывают)

В: Правильно! А какие символы государства вы знаете?

Д: Флаг, герб, гимн.

В: Это символы только России?

Д: Нет, у каждого государства есть свой флаг, герб и гимн.

В: Ребята, а где вы могли видеть флаги, изображения гербов? (На зданиях)

Д:  Например, на доме Правительства, на кораблях; в руках спортсменов; на грамотах, на важных документах (например, аттестаты, дипломы об образовании, на монетах).

В: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем. А игра называется «Путешествие по дальним странам». Посмотрите на доску: сможете вы среди такого количества флагов найти символ нашего государства?

Дети, глядя на таблицу «флаги и гербы государств Европы», - (6-7 государств) находят государственный флаг России, объясняют свой выбор. Затем сравнивают изображение флага России с изображениями флагов других государств.

В: Ребята, что такое флаг?

Д: Флаг – это знак, символ свободы, независимости государства. Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.

В: Молодцы! Ребята, а вы можете объяснить, почему на флаге России – полосы красного, голубого и белого цветов? Что означает каждый цвет?

Д: Белый цвет символизирует мир, чистоту намерений и благородство.

Синий – символизирует верность, миролюбие – говорит, что Россия против войны.

Красный – символ отваги, силы. Напоминает о крови, пролитой за отечество.

В: Ребята, объясните, что такое герб? Откуда он появился и для чего нужен? (произошёл от немецкого «erbe» - наследство)

Д: Главный опознавательный знак воины наносили на щит. Щит большой и рисунок на нём был хорошо виден. Щит с таким рисунком носили все воины. Изображение на щите стали называть гербом.

В: Правильно, ребята! Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города. На нём изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.

А герб России есть в каждом доме. Вы выполнили мое поручение? Посмотрели паспорт у родителей? Что вы увидели его на обложке?

Д: Герб России.

В: Паспорт – это документ, который получает каждый гражданин России в 14 лет.

В: Ребята, кто из вас может объяснить, что изображено на гербе нашего государства?

Д: Двуглавый золотой орёл – символ государства. Всадник – это святой Георгий Победоносец. Серебряным копьём он убивает дракона – символ зла. Это означает победу добра над злом.

В: Что же в лапах у орла?

Д: Скипетр – короткая палка, жезл. Указывает, что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять и «держать» его.

 

 

Физкультминутка: под муз. В. Добрынина «Богатырская сила».

2 часть:

В: Ребята! А сейчас я предлагаю вам немного подумать и поиграть.

В: Настя (П.! Назови по порядку все цифры, которые ты здесь видишь. А вы ребята отгадайте зашифрованное слово.

(Игра «летающие буквы») зашифрованы слова «скипетр» и «держава»«Арья».

Д: Арья.

В: Правильно. Здесь было зашифровано название нашего родного поселка. Ребята, а у нашего поселка, города, области есть свой герб? Посмотрите сюда.

(В. подводит детей к развешенным гербам различных городов)

В: Кто узнает из вас наш герб, герб Нижегородской  области?

(Дети из всего количества представленных гербов выбирают герб нижеродской области)

В: Правильно, молодцы! Может быть, здесь ещё вам что-то знакомо?

(Дети указывают на гербы, знакомые им из прошлых занятий и называют их)

В: Ребята, я вам приготовила сюрприз! Давайте подойдём к этому столику и кое-что посмотрим.

В. подводит детей к коллекции монет. Предлагает их рассмотреть. Желающие рассматривают монеты под лупой. Затем дети находят совпадающие гербы и экземплярами с выставки гербов.

В: Понравилось вам наше исследование? Теперь займите свои места.

Я очень рада, что вы много запомнили, узнали из предыдущих занятий. Но у нас остался третий символ государства, с которым мы должны познакомиться поближе. Что это?

Д: Гимн.

В: Ребята, что такое гимн?

Д: Это главная торжественная песня страны.

В: Вы правы! Гимн – это главная песня страны. И есть строгое правило: граждане нашей страны встают, когда звучит гимн и слушают его стоя.

(включается аудиозапись гимна, все встают).

В: А сейчас я предлагаю вам изготовить герб нашего детского сада.

В. раздаёт заранее подготовленные заготовки из липкой бумаги.

Сказочные герои, солнце, трава и цветы.

Детям предлагается вспомнить, как называется детский сад – «Сказка». Повторить, что изображение на гербе отражает сущность деятельности, главные особенности.

ИТОГ:

• Подошло к концу наше занятие.

• Какие интересные моменты мы можем отметить? • Что нового вы хотели бы узнать? • Дети, это не последнее наше занятие. Впереди вас ждет много нового и интересного.

14 марта 2018 в 11:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.