МАДОУ «СКАЗКА» Уренского муниципального района Нижегородской области

Роль экологического воспитания в детском саду.

В настоящее время в мире уделяется большое внимание проблемам загрязнения окружающей среды: лесов, рек, озер, морей, исчезновению животных и растений. Проблемы экологии стоят остро уже много десятилетий.  Поэтому экологическое воспитание начинается с детского сада.  В дошкольном возрасте закладываются основы позитивного отношения к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям. Непосредственно в дошкольном возрасте у ребенка формируется осознанно правильное отношение к природным явлениям и объектам,  которые окружают его. Что же может служить поднятию уровня экологической воспитанности ребенка?  Это занятия, прогулки, наблюдения, проведение опытов и экспериментов, дидактические игры, уход за растениями и животными. Все это и многое другое является процессом становления осознанно-правильного отношения к природе.  «Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним».  [ 1. с.1.]

Мир огромен,  а ребёнок ещё мал,  опыт его ограничен.  Поэтому нужно знакомить с природой постепенно,  сначала с близкими и доступными пониманию явлениями,  помочь накопить факты,  полученные от общения с природой,  направить интерес,  создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.  Для этого не нужно специально вести ребёнка за пределы поселка.  И в поселке,  во дворах,  скверах и парках,  можно знакомить детей с природой.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного.  Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок,  величием гор,  простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного,  он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Задачи,  которые призвано решить экологическое воспитание:

1. Освоение ближайшего окружения,  а также распространение детских интересов за его пределы,  в соответствии с возрастом.

2. Углубление,  систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии,  экологии,  естественных науках.

3. Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков,  умения сравнивать результаты,  делать соответствующие выводы.

4. Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах,  местах,  где обитаешь.

 С учетом ФГОС,  конечная задача,  которую решает дошкольная педагогика – формирование воспитанника как целостной,  высоконравственной личности.  По ФГОС  экологическое воспитание дошкольников – одна из составных частей всего образовательного процесса.

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС,  является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.  Вопрос о влиянии среды,  в том числе природной,  на развитие детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала,  педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника» [2.с.41]. Считая, что дошкольников необходимо воспитывать в непосредственной близости к природе и максимально вносить ее в дошкольные учреждения, Е.И. Тихеева создала образец природной среды и описала его в книге «Детский сад по методу Е.И. Тихеевой».  Характеризуя современную среду жизни ребенка, мы можем констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности.  Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается,  происходит их отдаление от природной среды. Анализ типичных учебно-воспитательных учреждений, в которых ребенок воспитывается,  показывает,  что оборудованы они неполноценно и несут в себе атмосферу,  характеризующуюся большой стереотипностью,  как в содержании,  так и в условиях деятельности. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребенка. Здесь, в основном,  доминирует жизненное пространство для взрослых,  а не для детей. В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды,  которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей,  полноценному развитию личности,  стимулировала их разнообразную творческую деятельность. Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей предметной среды,  но и на ее экологизацию.  Еще А.С. Макаренко даже в условиях коммунарского быта предавал большое значение введению в интерьер декоративных растений.  «Поэтому я даже тогда,  когда коллектив наш был очень беден,  первым делом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и всем в бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно» [3. с.152].  Ситуация, когда процесс экологического образования проходит в интерьерах,  лишенных растительных композиций,  аквариумов,  птичьих вольер,  плакатов и фото стендов на экологические темы, выглядит ненормально. «Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным»[4. с.388]. «Опосредованное познание природы  (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.  С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:    познавательного развития ребенка  (создание условий для его познавательной деятельности,  возможностей для экспериментирования с природным материалом,  систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;  усиление интереса к явлениям природы,  к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов); эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам,  развитие умения видеть красоту окружающего природного мира,  разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами); оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров,  игрушек;  оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения;  грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними;  формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы;  воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды,  эмоционального отношения к природным объектам);   формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями,  экологически грамотного поведения в природе и в быту); экологизации  различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом,  использование природного материала на занятиях изодеятельности и т.п.)». [5]. « Отсюда становится ясной та роль,  которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы:  рядом с ребенком должны быть сами объекты природы,  находящиеся в нормальных  (с экологической точки зрения)  условиях,  т.е. условиях,  полностью соответствующих,  потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов,  что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования» [6. с.93].   

ЛИТЕРАТУРА: 1. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.

2. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. – М. Л., 1930. – 182 с.

3. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.  Просвещение, 1988. – 304 с.

 4. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо,  В.А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 480 с.

 5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. Академия, 2003. – 183 с.

 6. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 15-24.

2 ноября 2019 в 14:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.