МАДОУ «СКАЗКА» Уренского муниципального района Нижегородской области

Конструирование, как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста.

Конструирование – вид  деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Детское конструирование - создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и другого остаточного материала.

Конструирование наиболее часто выбирается детьми в дошкольном возрасте.

Чем же конструирование так привлекает детей?

Прежде всего тем, что оно близко к играм и дает безграничные возможности детским фантазиям.

Навыки инженерного мышления необходимы ребенку с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в тесном общении с техникой, электроприборов, разных видов конструкторов.

В процессе жизнедеятельности у детей формируются умения:

-целенаправленно рассматривать предметы;

-анализировать их, отличая общее и различное;

-делать обобщения.

К 5 – 6 годам дети запоминают названия строительных деталей: кирпичик, куб, полукуб, призма, цилиндр, пластина и др. Умеют заменять одни детали другими.

Техническое конструирование предполагает поделки из деревянного конструктора, конструктора лего,  и др

Предлагаю вам игры из деревянного конструктора, которые наиболее полюбились нашим детям.

«Что изменилось»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: строительные детали.

Ход игры. Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

 

«Роботы»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: карты с изображением роботов.

Ход игры. На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы. 1. «Сколько роботов изображено’’. 2. «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей». 3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других». 4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»

 

«Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.

Ход: педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

 

Игры с лего-конструктором.

"Собери модель по ориентирам".

Педагог говорит детям, куда нужно поставить деталь определённого цвета и формы. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от»

 

"Выложи вторую половину узора".

Педагог выкладывает первую половину  узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выкладывают вторую половину узора.

"Составь узор".

Ребята  составляют симметричные узоры сами  - можно изображать деревья, животных, цветы и т. д.

 

"Что лишнее?".

Педагог выкладывает перед детьми ряд деталей и просит назвать лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора). Упражнения на продолжение ряда. Педагог обращает внимание детей на закономерность ряда деталей и просит их продолжить в том же порядке.

Первый этап

-каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для

составления закономерностей используются два признака.

Второй этап

-каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для

составления закономерностей используется один признак.

Третий этап

-каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

 

Целью технического конструирования является:

- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

- развития мелкой моторики руки ребенка;

- развития способности к конструированию и моделированию. Воспитание аккуратности, трудолюбия, укрепления чувства товарищества.

 

К техническому типу конструктивной деятельности относятся:

- конструирование из деталей, имеющих разные способы крепления;

- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);

- конструирование из крупногабаритных модульных блоков;

-компьютерное конструирование.

 

Формы организации обучения конструированию.

Конструирование по образцу – прямая передача детям готовых знаний, способов действия, основанных на подражании.

Конструирование по модели – образцом выступает модель, в которой очертания отдельных деталей скрыты от ребенка.

Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяет лишь условие,

Конструирование по схемам и чертежам – сначала учим составлять простейшие схемы-чертежи, отображающие образцы построек, а затем наоборот, практическому созданию по схемам, чертежам.

Конструирование по замыслу – по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для творчества детей, для проявления самостоятельности.

Конструирование по теме – предлагается общая тематика конструирования

(машина, дом …).

В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

Конструирование помогает детям создавать свой неповторимый мир. А самое главное то,

что конструирование позволяет ребенку чувствовать себя творцом, дает большие возможности для фантазии и воображения.

Именно в процессе конструирования ребенок усваивает знания, умения и навыки, которые несомненно пригодятся ему в школе, да и не только в школе. Психологи и ученые давно заметили, что дети, которые увлекаются конструированием с легкостью усваивают математику, геометрию, а поступая в высшее учебное заведение им легко дается учеба.

Конструирование развивает выдержку, усидчивость, воображение и фантазию

 

 

Список литературы:

1.Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. – М. 2014г.

 2.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990г.

3.Фешина Е.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

5 февраля 2021 в 19:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.